Особенности венчурного финансирования в Беларуси

Рассмотрим перспективы венчурного инвестирования в Беларуси.

О венчуре у нас много говорилось в последние годы. Так, в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг., утв. постановлением Совмина от 4.11.2006 № 1475, признавалось, что создание и использование венчурных фондов и компаний пока не получили практического применения из-за отсутствия нормативной правовой базы. А потому было запланировано формирование и активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая фонды венчурного (рискового) капитала как части рыночной инфраструктуры в 2006-2015 гг. Создание правовых и организационных условий для этого декларировалось в ряде программ. В Положении о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утв. Указом от 3.01.2007 № 1, было дано определение венчурных организаций, сформулированы направления их деятельности и способы финансирования. Между тем, если изначально здесь речь шла об участии в инновационных проектах (которыми считался комплекс работ по созданию и реализации инноваций), то теперь Указом № 252 они по тексту заменены на венчурные, которыми признается комплекс работ по созданию и реализации инноваций, организации и (или) развитию производства высокотехнологичных товаров (работ, услуг), в т.ч. путем создания инновационной организации [9, c. 12].

Финансирование венчурной организацией венчурных проектов согласно Указу № 1 осуществляется путем предоставления целевых займов и иными способами в соответствии с законодательством. Однако в мире венчурные инвестиции тем и отличаются от всех остальных, что они направляются в научно-технические разработки и изобретения, которые из-за своей новизны обладают повышенным риском и потому не могут финансироваться традиционными способами. Как правило, венчурные фонды финансируют такие проекты лишь на основании экспертизы идеи и оценки возможности ее внедрения на весьма льготных условиях, а то и бесплатно. При этом речь идет не столько о возвратности вложений, сколько об участии в доходах от нового бизнеса - если таковые будут. Поэтому ранее в Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 гг., утв. постановлением Совмина от 31.07.2003 № 1016, признавалась необходимость уйти от простого субсидирования инновационных проектов, определив в качестве основных требований исключительно рыночные подходы, в первую очередь: конкурентоспособность продукции, возвратность финансирования, расширение практики конкурсного размещения средств бюджетов, долевое участие в финансировании проектов заинтересованных организаций [10].

Однако инвестиции в инновации - дело рискованное: на любом этапе проекта возможен отрицательный результат и любые неожиданности. Поэтому в Концепции предлагалось страховать риски с помощью страховых и венчурных фондов. Создать нормативную базу, регламентирующую их деятельность, планировалось еще в 2003 г. Но, кроме описания зарубежного опыта и сожалений о его отсутствии, дело долго не шло. Однако, ситуация изменилась с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 17.05.2010 № 252 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указа № 252) [11].

Этим нормативным актом предусмотрена возможность выделения средств из республиканского бюджета на создание и развитие субъектов инновационной инфраструктуры в рамках реализации мероприятий государственной программы инновационного развития страны в порядке, определяемом Совмином. Однако о рисках и способах их хеджирования речь не идет.

Между тем, предусматривается ряд налоговых льгот. Так, налогом на прибыль не будут облагаться в венчурных организациях и Белорусском инновационном фонде проценты и дивиденды, полученные от инновационных организаций. При этом налоговые льготы применяются в случае, если доля выручки этих организаций от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности составляет не менее 50% в общем объеме их выручки. В противном случае налог подлежит внесению в бюджет с уплатой пени. Ставка налога на прибыль для научно-технологических парков, их резидентов, центров трансфера технологий снижается до 10% при условии, что их деятельность будет соответствовать полученному статусу, а высвободившиеся средства - направляться на развитие. ГКНТ придется ежегодно подтверждать это соответствие налоговым органам. В случае расхождения недоплаченный налог взыскивается в бюджет. Субъекты инновационной инфраструктуры и резиденты научно-технологических парков освобождаются также от обязательной продажи валютной выручки.

Кроме того, на Белорусский инновационный фонд возложены дополнительные функции по финансированию венчурных проектов. Впрочем, здесь, как и в остальных случаях выделения средств из этого фонда предусматривается уплата процентов (0,5 ставки рефинансирования Нацбанка) и возвратность (с санкциями в случае нарушения).

С осени 2010 г. заявлено о начале анализа и отбора первых венчурных проектов. В основу построения венчурной индустрии в Беларуси положен опыт соседних стран, таких как Российская Федерация, Республики Татарстан, а также Республика Казахстан. Однако специфика белорусской модели венчурного финансирования через Белинфонд - это финансирование исключительно высокотехнологических и инновационных проектов, в отличие от соседей. Что касается иностранных венчурных инвесторов, то для деятельности на территории Беларуси иностранные венчурные структуры должны проходить аккредитацию в Государственном комитете по науке и технологиям. С другой стороны, власти намерены всячески способствовать приходу такого рода структур в страну [12, c. 8].

Перейти на страницу: 1 2

Прочтите другие статьи по экономике

Экономическое развитие России 90 гг. ХХ века
Проводимые в России в 1990-х годах экономические преобразования затронули все без исключения сферы жизни нашего общества. Всего за несколько лет произошли кардинальные изменения в экономическом плане. Проводимые правительством России радикальные экономические реформы вызвали неоднозн ...

Вертикальная интеграция
Складывающиеся рыночные отношения в отечественном экономическом пространстве стимулируют возможности отхода от традиционного управления предприятием, обусловливают неизбежность и экономическую целесообразность перехода от управления как такового к менеджменту и маркетингу, требуют создан ...

© www.econrating.ru | 2021