Стимулирование инноваций в экономике

Сегодня, Правительство республики, принимает активные меры для стимулирования инноваций в экономике, развития науки и человеческого капитала, повышения активности национальной инновационной системы, привлечения иностранных инвестиционных ресурсов. Перспективы развития экономики сформулированы в концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., которой предусмотрено создание более 1500 новых производств и предприятий [13].

Цель Программы - создание конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие республики, а стратегический приоритет - вхождение в число 30 наиболее конкурентоспособных экономик мира. Задача весьма амбициозная, учитывая, что составители мировых рейтингов конкурентоспособности нашу страну практически не замечают [12, c. 9].

Решить поставленную задачу призваны создание законодательной базы, формирование инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, создание для него мотивационных механизмов. Для этого нужны изменения таможенной, тарифной, налоговой, ценовой политики. Основой стратегии должна стать государственная поддержка, направленная на увеличение наукоемкости ВВП. Приоритетные направления: ресурсосбережение, новые материалы, медицина, фармацея, информационные, био- и нанотехнологии, рациональное природопользование, нефтехимия, оборонный комплекс. Программа будет реализована в условиях минимизации импорта в национальном производстве. Одновременно планируется увеличение удельного веса экспортоориентированных производств в области автомобиле- и станкостроения, микроэлектроники, оптики, а также трехкратное увеличение объема экспорта высокотехнологичной продукции к 2015 г. [12, c. 9].

По нашему мнению, инвестиции в промышленности должны быть направлены только в технологические процессы. Помочь в этом может созданный в рамках реализации проектов ГКНТ, ПРООН и UNIDO Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ), имеющий 4 региональных отделения и два филиала. При его поддержке осуществляется подготовка специалистов, создаются базы данных. РЦТТ подписано 18 соглашений с аналогичными структурами из 9 стран.

Думается, что созданию эффективной модели инновационного развития может способствовать принятие законодательства о венчурных инвестициях. Однако его возможности ограничены. Помочь развитию инновационного продукта на ранних стадиях может либо государство, либо «бизнес-ангелы». В дальнейшем бюджетная поддержка может замещаться частными инвестициями. Однако эффект дает только гармонизированная система инфраструктур, если им не мешает ведомственная разобщенность.

Венчурный капитал, бесспорно, является самым перспективным инструментом развития инновационных и высокотехнологических секторов. Однако крупные (с капиталом от 150 млн. до 2 млрд. USD) венчурные фонды вообще не инвестируют в инновационный сектор и разработки, оставляя это поле государству. Фондам интересны компании на поздних стадиях развития и продукты, востребованные на рынке, т. е. эволюционные, прибыльные проекты. При этом не стоит рассчитывать на активный спрос на инновации со стороны крупных компаний. Роль венчурной индустрии - эффективное перераспределение финансовых ресурсов благодаря оперативности, отсутствию лоббирования и субъективистских подходов инвесторов. С участием венчурного капитала активизируется создание новых коммерчески успешных компаний, являющихся катализатором роста отраслей с высокой добавленной стоимостью, обеспечивается высокий уровень корпоративного управления, профессионализма в частном бизнесе.

В СНГ же пока мало проектов с высоким экономическим потенциалом, не хватает кадров, не решены проблемы правового регулирования и налогообложения, в т.ч. порядка выхода из венчурных проектов. Ведь суть венчура состоит в финансировании высокорискованного инновационного проекта в обмен на долю в бизнесе с последующей продажей этой доли, когда вырастет капитализация инвестируемой компании. Поэтому от последней требуется амбициозный маркетинг, способный подтвердить перспективы проекта, а инвестор должен знать, когда и как можно выходить из него. В свою очередь, жизнь венчурного фонда составляет в среднем 10 лет, в течение которых он финансирует 10-15 компаний. Таким образом, самое большое количество лет жизни инвестора в компании - это 5-7 лет, по истечении которых он должен успеть выйти из каждой из них. Полагаем, что Беларусь должна как можно раньше запустить механизм привлечения внешних инвесторов посредством создания коммуникативных площадок - венчурных ярмарок. Например, в России за 9 лет существования этого механизма их эффективность составила 11% (из 475 компаний-участниц 58 получили венчурное финансирование в объеме 130 млн. USD).

Перейти на страницу: 1 2 3

Прочтите другие статьи по экономике

Специфические приемы формирования цен на потребительские товары
Общие принципы формирования цен полностью применимы к потребительским товарам. Однако особенности этой категории товаров требуют использования ряда специфических приемов, выработанных многовековой практикой торговли и многократно доказавших свою эффективность. Именно их мы и будем рассма ...

Особенности развития международной экономической интеграции и наднациональных институтов регулирования ВЭД.
Мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных экономик, находящихся посредством международных экономических отношений в тесном взаимодействии и взаимозависимости, организм, подчиняющийся объективным законам рыночной экономики. Тесная взаимосвязанность и взаи ...

© www.econrating.ru | 2021