Понятие стоимости капитала

Говоря о стоимости капитала, мы должны всегда отдавать себе отчет в том, что она представляет собой цену выбора или альтернативную стоимость его использования (англ. opportunity cost). Это вызвано тем, что деньги — это один из видов ограниченных (экономических) ресурсов, а потому, направляя их на финансирование одного типа коммерческих операций, мы делаем невозможным вложение этих средств в другие виды деятельности.

1. Средневзвешенная стоимость капитала.

Поскольку в большинстве случаев привлекать капитал приходится не из одного источника, а из нескольких, то обычно стоимость капитала формируется под влиянием необходимости обеспечить некий усредненный уровень прибыльности. Поэтому, средневзвешенная стоимость капитала WACC может быть определена как тот уровень доходности, который должен приносить инвестиционный проект, что бы обеспечить получение всеми категориями инвесторов, дохода, аналогично тому, который они могли бы получить от альтернативных вложениях, с тем же уровнем риска.

Нетрудно понять, что в этом случае WACC формируется как средневзвешенная величина из требуемой прибыльности по различным источникам средств, взвешенной по доле каждого из источников в общей сумме инвестиций. Чтобы лучше уяснить возникающие при этом проблемы, обратимся вновь к примеру.

Пример 13.2. Допустим, что фирма «Модная одежда» — это не ТОО, а акционерное общество закрытого типа и оно должно решить ту же задачу — приобрести новые швейные машины. По расчетам, для такой закупки потребуется 12 млн руб., срок жизни проекта составляет 1 год и он обеспечит приток денежных средств в сумме 1,5 млн руб.

Проработка проекта показала, что на четверть он может быть профинансирован за счет дополнительной эмиссии акций для существующих акционеров, а на три четверти его придется финансировать за счет заемного капитала. Средняя ставка для мелких заемщиков составляет в данный период 8%. Акционеры же требуют дохода на уровне 12%. У них есть на то причины: их права подлежат удовлетворению после погашения обязательств перед кредиторами, а значит, их вложения подвергаются большему риску.

В итоге АОЗТ «Модная одежда» получило 9 млн руб. в виде кредита и 3 млн руб. в виде поступлений от эмиссии. Спрашивается, какова же должна быть прибыльность данного инвестиционного проекта, чтобы удовлетворить всех инвесторов?

WACC =((9,0*0,08)+(3,0*0,12))/12,0=0,09

Таким образом, WACC для АОЗТ «Модная одежда» по данному проекту составит 9%.

Общая же формула для определения средневзвешенной стоимости капитала имеет вид:

WACC=åwi*ki

где w. — доля капитала (инвестиционных ресурсов), полученного из источника i; k. — требуемая доходность (норма прибыли) по капиталу, полученному из источника i.

Соответственно, для рассмотренного выше примера 13.2 получаем:

WACC==0,08 • 0,75 + 0,12 • 0,25 = 0,09.

2. Понятие о маржинальной стоимости капитала. Исследуя проблему стоимости капитала в условиях рыночной экономики, мы должны следовать общему принципу современной методологии анализа коммерческих проблем: сопоставлять маржинальные (замыкающие) выгоды с маржинальными затратами.

При этом под маржинальной стоимостью капитала мы понимаем изменение в общей сумме прибыли от инвестиций, необходимое для удовлетворения требований инвесторов с учетом новых инвестиций, деленное на сумму капитала, необходимого для инвестиций. Чтобы смысл этого подхода был более ясен, вновь обратимся к примеру.

Пример 13.3. Допустим, что фирма «Модная одежда» получила инвестиции в сумме 12 млн руб., о которых мы говорили выше, а теперь ей нужны новые средства — для установки более совершенных гладильных прессов. При этом руководство фирмы хотело бы сохранить прежнюю структуру финансирования:

Перейти на страницу: 1 2

Прочтите другие статьи по экономике

Экономическое обоснование технологического процесса производства стали марки Арх-1 в ОАО БМЗ
ОАО «БМЗ - управляющая компания холдинга «БМК» - крупнейшее, современное металлургическое предприятие европейского типа, относящееся к классу мини-заводов с неполным металлургическим циклом. Сталь - один из основных видов продукции, производимых ОАО «БМЗ - управляющая компания холд ...

Влияние ценовой политики на факторы производства
В данной работе мы сосредоточимся на рассмотрении рынков производственных ресурсов, где фирмы являются покупателями, а домашние хозяйства в совокупности с фирмами – продавцами, а так же влияние изменения цен на факторы производства. Фирмы используют первичные производственные фактор ...

© www.econrating.ru | 2021