Функции и задачи планирования

Планирование - необходимая функция процесса управления. Роль этой функции состоит в определении последовательности действий субъекта управления для достижения поставленной цели в установленные сроки. Главной задачей планирования в строительном производстве является обеспечение согласованного с различными участниками производственного процесса порядка возведения или реконструкции зданий, сооружений и других строительных объектов.

Планирование как основной элемент управления различается по масштабам, периодам и ступеням иерархии должностных лиц, принимающих решение (менеджеров). За разработку и реализацию долгосрочного, или стратегического, плана (периодом от 3 до 10 лет) отвечает высшее звено менеджмента строительной организации. Среднее звено управления (начальники цехов, участков) решает задачи реализации текущего планирования (сроком до 1 года), а низшим звеном (прорабы, мастера) принимаются решения и реализуются задачи оперативно-календарного планирования (сроком до месяца).

Анализ рынка строительной отрасли занимает ведущее место в проводимом анализе внешней среды. Многие западные экономисты предлагают анализировать рынок на основе формирования панели заказчиков строительных работ. Результаты считаются положительными в случае высокого уровня повторных заказов. Этот анализ дает возможность оценить конкурентную среду и потребительские предпочтения.

Элементы стратегического планирования

Чем больше интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана. При разработке стратегического плана решается триединая задача, т.е. определяется ответ на три вопроса:) где находится предприятие в настоящее время;

) куда необходимо двигаться;

) что необходимо сделать.

Следовательно, можно выделить три блока при разработке и реализации стратегического плана: диагностический (или аналитический), целевой (или проблемный), деятельный.

В первый блок включаются:

анализ состояния внешней и внутренней среды предприятия в настоящее время;

прогноз состояния - внешней и внутренней среды предприятия на срок от 3 до 5 лет.

Во второй блок входят:

формирование философии и миссии предприятия;

определение целей и выявление существующих проблем.

Третий блок охватывает:

разработку стратегии развития предприятия;

выбор стратегии;

механизм реализации стратегии;

стратегический контроль с элементами анализа (оценки) результатов и введения необходимых корректив стратегии.

Стратегия выступает основным элементом стратегического планирования. Совокупность факторов внешней среды можно назвать условиями, или состоянием, внешней среды. В зависимости от этих условий предприятие как открытая система может адаптироваться и в дальнейшем развиваться или обанкротиться. Следовательно, внешняя среда ставит ограничения, рамки, барьеры на пути деятельности предприятия. Анализ факторов внешней среды позволяет определить, какие из них затрудняют нормальное функционирование предприятия. Следовательно, руководству предприятия необходимо принимать решения с учетом оптимального сочетания факторов внешней среды.

В российской экономике к числу факторов внешней среды, оказывающих существенное влияние на развитие предприятия, относят:

. ограниченность внутреннего спроса на производство строительных работ при силовом давлении зарубежных конкурентов (например, турецких) или конкурентов их других регионов России;

. неурегулированность отношений собственности;

. фрагментарность и противоречивость законодательства;

. значительную криминализацию и теневой оборот в экономике, а также коррупцию в структурах власти;

. хронические неплатежи за выполненные строительные работы;

. неразвитость инфраструктуры рынка;

. недостоверность информации о конъюнктуре рынка строительных работ, заказчиках, подрядчиках, ценах на строительные работы и т.п.;

. слабая финансово-кредитная система;

. монополизация факторов производства и каналов движения строительных материалов и конструкций;

.недобросовестная конкуренция.

Эти и многие другие экономические проблемы требуют своего решения.

Перейти на страницу: 1 2 3

Прочтите другие статьи по экономике

Цепочка ценности фирмы и ее элементы как источники конкурентного преимущества. Детерминанты конкурентного преимущества
Поскольку существует множество вариантов определения издержек, компания должна знать, как соотносится ее цена с ценами конкурентов. Здесь используется стратегический анализ издержек. Стратегический анализ издержек концентрирует внимание на сопоставлении издержек фирмы и ее конкурентов. ...

Пассивная политика занятости
занятость пассивный экономика Структурная перестройка экономики привела к высвобождению работников из различных сфер экономической деятельности и тем самым к появлению безработицы. Увеличиваются не только открытые формы безработицы, но и скрытая безработица растет за сче ...

© www.econrating.ru | 2020