Психологические теории цикла

В развитии психологических теорий можно выделить три направления. Первое направление, возникшее на рубеже XIX-XX вв. (к нему относятся концепции У. Джевонса и В. Парето), отводит главную роль в возникновении циклических колебаний спекулятивным мотивам в операциях предпринимателей на товарных рынках и фондовой бирже, т.е. мотивам, связанным с ожиданиями дальнейшего роста цен и курса ценных бумаг. В этом случае начальный импульс буму дает стихийно возникшее оптимистическое настроение, быстро распространяющееся среди всех предпринимателей по каналам социально-психологического воздействия (главную роль играет следование примеру других). Спекулятивное раздувание спроса, опирающееся на широкое использование банковского кредита, ведет к необоснованному увеличению производства, отклоняющему экономику от равновесной траектории.

Конец бума наступает в результате повышения ссудного процента и наметившегося перелома тенденции роста цен, кризис оказывается результатом паники, развертывающейся цепной реакции банкротств. Разрушительный кризис приводит к затяжной депрессии, из которой экономику может вывести снижение процента в сочетании с возрождением оптимизма, которое связано, в частности, с появлением «нового поколения» предпринимателей. Второе направление психологической теории цикла, возникшее в 20-30-е годы XX в., связано главным образом с теорией А. Пигу и отчасти Дж.М. Кейнса. Основную причину авторы данной концепции искали в специфике производственных капиталовложений, осуществляемых в условиях распыленности производителей и связанных с ней «несовершенством» рыночной информации. Главными факторами, определяющими поведение предпринимателей в цикле в данном случае, являются уровень ожидаемого дохода от новых капиталовложений и соотношение фактической и ожидаемой величины дохода.

У А. Пигу уровень дохода, превышающий ожидавшуюся ранее величину, порождает среди предпринимателей оптимизм и улучшает оценки ожидаемого дохода на будущий период, что, в свою очередь, ведет к расширению производства и инвестиций. Однако поскольку предприниматели лишены информации о планах конкурентов, предложение товаров в определенный момент неизбежно превысит спрос и фактический доход начнет отставать от ожидаемого (величина которого определяется без поправки на конкуренцию), т.е. выявится так называемая «ошибка оптимизма». Осознание этой ситуации ведет к сокращению производства и инвестиций, которое усугубляется кризисом доверия к кредитной сфере.

Третий вид теории, выводящей циклические колебания экономики из свойств экономического субъекта, представляет собой «равновесная теория экономического цикла» Р. Лукаса. Эта теория основана не на анализе каких-либо реальных особенностей психологии участников производства. Главную роль в этой концепции играет гипотеза о поведении хозяйственных субъектов и особенностях восприятия ими хозяйственной информации.

Центральной идеей «равновесной теории цикла» является взаимодействие денежных шоков (т.е. неожиданного роста массы денег в обращении и связанного с этим роста цен) и акселерационного механизма. Следующим звеном в модели Лукаса является предположение о том, что предприниматель не может отличить инфляционное повышение цен на свой продукт от роста относительных цен на него и поэтому при всяком росте цен увеличивает инвестиции и уровень занятости. Таким образом, неравномерная инфляция, которая однозначно связывается в данной теории с ростом государственных расходов, ведет к наступлению фазы экономического подъема при неизменном уровне реального совокупного спроса. Понижательная фаза цикла наступает, когда производители начинают понимать свою ошибку и сокращают производственные мощности и занятость, а так как это происходит на фоне продолжающегося роста цен, то имеет место стагфляция.

Прочтите другие статьи по экономике

Характеристика ООО ПРОМОД РУС
ООО «ПРОМОД РУС» (Москва; ИНН 7715648258) зарегистрировано 3 мая 2007 года регистрирующим органом Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы 07 по г. Москве. Уставный капитал компании по состоянию на 1 июля 2013 года - 90016000 руб. Тип собственности ООО «ПРОМОД РУС» ...

Aнaлиз ликвиднoсти прeдприятия (нa примeрe OОO Гигант)
ликвидность экономический баланс В сoврeмeнных экoнoмичeских услoвиях oцeнкa финaнсoвoгo сoстoяния прeдприятия являeтся вaжным элeмeнтoм упрaвлeния прeдприятиeм, рeзультaты, служaт визитнoй кaртoчкoй, рeклaмoй, пoзвoляющим oпрeдeлить пeрeгoвoрную пoзицию прeдприятия при кoнтaктaх с прe ...

© www.econrating.ru | 2021